Малый инновационный бизнес в японии особенности возможности. — Какой вклад в экономику Японии вносит малый бизнес? Выбор формы предприятия и его регистрация

09.09.2019 Снилс

ИРИНА ЦВЕТОВА
кандидат исторических наук,
старший научный сотрудник
Института Дальнего Востока Российской академии наук

Для реализации государственной политики в отношении малых и средних предприятий создана сеть специализированных органов
Используется система разнообразных экономических рычагов с опорой на законодательство

Мировой опыт свидетельствует, что при становлении рыночных отношений особенно нуждается в государственной поддержке малый бизнес. Об этом говорит и практика Японии, в хозяйстве которой мелкие и средние предприятия (МСП) играют важнейшую роль: на их долю приходится 99,6% общего числа компаний, около 55% реализованной продукции и 80% численности занятых в промышленности 1 .

Возникновение широкого слоя МСП в Японии имеет исторические причины. Поскольку малый бизнес - сфера подвижная, способная к мгновенной реакции на изменение внешних условий, не требует крупных капиталовложений и длительных сроков строительства, послевоенное восстановление экономики, где раньше господствовали монополистические объединения (дзайбацу), сопровождалось быстрым ростом небольших фирм, поглощающих к тому же свободную рабочую силу, что смягчало остроту безработицы.

К началу 50-х годов в Японии насчитывалось уже более 3 млн МСП. Сначала они отличались тяжелыми условиями труда и использованием дешевой неквалифицированной рабочей силы (здесь часто работали члены семьи владельца), однако научно-технический прогресс позволил в короткие сроки реконструировать их, резко сократить время освоения новой продукции, повысить ее качество за счет обучения работников.

Сегодня малый бизнес, действующий в конкурентной среде, играет важную роль в увеличении объема производства, расширении ассортимента и повышении качества товаров и услуг. Изучение спроса и быстрый учет его изменений позволяют небольшим специализированным фирмам держаться на острие коммерческой активности. Связанный с большим риском венчурный бизнес также представлен почти исключительно МСП. В условиях падения спроса на массовую продукцию многие отрасли переходят к мелкосерийному производству, что отвечает интересам небольших, но хорошо оборудованных фирм.

Вместе с тем низкая кредитоспособность, нехватка высококвалифицированных инженерных и рабочих кадров из-за невозможности обеспечить им заработную плату на уровне крупных предприятий, ограниченные производственные мощности, недостаток средств на НИОКР заставляют МСП балансировать на грани банкротства.

Понимая, что малый бизнес - это важнейший фактор жизнеспособности экономики, японское правительство оказывает ему всестороннюю помощь. Создана сеть специализированных органов, реализующих государственную политику в отношении МСП.

Правовое обеспечение

В послевоенные годы в Японии сформировалась развитая правовая система, направленная на поощрение малого предпринимательства, которая постоянно совершенствуется.

В 1948 г. специальным законом при Министерстве внешней торговли и промышленности учреждено правление по МСП с целью содействия их развитию. В последующие годы при государственном участии сформированы Народная корпорация по финансированию (1949 г.) и Государственная корпорация по финансированию МСП (1953 г.), приняты два закона (1950 и 1953 гг.), которые закрепили юридическую основу деятельности акционерных обществ, создававшихся для инвестирования и развития МСП.

Закон об организации кооперативов МСП (1949 г.) ускорил процесс их кооперирования, а закон о структуре организаций МСП (1957 г.) определил виды объединений (кооперативы деловые, малые деловые, взаимопомощи при стихийный бедствиях, трастовые, промышленные, сотрудничества, торгово-промышленные, федерации торгово-промышленных кооперативов).

Были расширены возможности торгово-промышленных палат по содействию развитию МСП (закон 1953 г.). В целях модернизации и рационализации управления деятельностью МСП с 1948 г. проводятся их систематические обследования, создаются консультационные пункты.

Обобщив первоначальный опыт, правительство добилось принятия Основного закона о МСП (1963 г.), направленного на осуществление комплексной государственной политики по всем касающимся их вопросам. В законе утверждается, что малый и средний бизнес является важнейшим компонентом рыночной экономики, поскольку, во-первых, сосуществование крупных, средних и малых фирм способствует активизации деятельности всех субъектов на рынке, во-вторых, МСП, располагающие современной техникой и технологией, образуют широкую основу передовой национальной индустрии. Государство должно обеспечивать условия, при которых МСП имели бы возможность развернуть свою деятельность в качестве полноправных участников рыночной конкуренции, устранить недостатки в области конкурентоспособности, обусловленные малыми организационными формами хозяйствования.

Закон обязывает государство разрабатывать и осуществлять меры, способствующие достижению следующих целей:

Модернизации оборудования (правительственными органами прорабатываются конкретные мероприятия для каждой отрасли);

Повышению технического и технологического уровня (помощь в НИОКР, внедрении новой технологии, подготовке инженерно-технического персонала);

Рационализации управления (обучение современным методам);

Оптимизации размеров предприятий (объединение небольших предприятий в кооперативы и другие коллективные организации, кооперирование в производстве, торговле, модернизация форм розничной торговли и т.д.);

Защите от жесткой конкуренции и упорядочению субподрядных отношений;

Увеличению экспорта продукции, расширению спроса на другие производимые товары и услуги;

Обеспечению гарантий возможности ведения дел путем регулирования предпринимательской деятельности;

Установлению нормальных трудовых отношений, повышению благосостояния занятых, обеспечению предприятий необходимой рабочей силой.

По этим же направлениям согласно закону должны вести регулярную работу местные органы исполнительной власти.

Проведению комплексной политики государственного стимулирования МСП способствует установленный законом порядок ежегодной отчетности правительства перед парламентом о состоянии и тенденциях развития малого бизнеса, а также о проделанной им работе в этой области. С 1964 г. власти регулярно публикуют "Белую книгу по МСП".

В целях ускорения адаптации малого бизнеса к научно-техническому прогрессу в 1963 г. на основе Закона о содействии модернизации МСП правительство разработало для отраслей с преобладанием небольших фирм план модернизации и комплекс мер для улучшения их структур. Предприятиям, которые действовали согласно принятому плану, предоставлялись льготы по финансированию и налогообложению.

К началу 70-х годов 58% МСП обрабатывающей промышленности были связаны разными формами субподряда с крупными компаниями, а в производстве наиболее сложной продукции эта доля достигала 80%. В рамках расширявшихся производственных связей возникали острые проблемы так называемых несправедливых сделок, включая задержки с оплатой выполненных субподрядных работ и поставок, а также необоснованное занижение цен со стороны заказчика. В этой связи в дополнение к мерам, предусмотренным антимонопольным законодательством, в 1956 г. принят закон о предотвращении задержек в оплате субподрядных работ, регулирующий субподрядные отношения.

Даже в тех случаях, когда МСП формально теряют самостоятельность, превращаясь в филиалы крупных фирм, закон защищает право филиалов иметь внешние источники финансирования и формирования производственных программ. Головная компания не может заставить филиал иметь дело только с ней или заниматься деятельностью, не предусмотренной его уставом. Если она не стопроцентный собственник, а лишь совладелец филиала, то может потребовать ревизии его деятельности только по суду. Расчеты по субподрядам ведутся по рыночным ценам.

Давление заказчика на исполнителя (требование необоснованных скидок с договорной цены, навязывание сопутствующих условий и т.д.) пресекается государственной защитой интересов субподрядчика. Этим занимаются Управление МСП и Комиссия по справедливым сделкам - правительственные органы, имеющие право проводить расследования и возбуждать судебные дела.

В случае необходимости правительство на законодательной основе принимает чрезвычайные меры по поддержке небольших предприятий.

Такие меры, например, были разработаны в 1966 г. с целью преодоления кризиса в текстильной промышленности, где преобладали малые и средние фирмы, испытывавшие значительные трудности и не выдерживавшие конкуренции на внешних рынках. Широкое содействие оказывалось также целевому развитию малого бизнеса в отдельных районах в соответствии с законами о подъеме традиционной промышленности (1974 г.) и о временных мерах по поддержке МПС в кризисных районах (1978 г.).

Для предупреждения банкротств правительство с 1977 г. поощряло создание МСП фондов взаимопомощи, члены которых в случае значительных финансовых затруднений могут получить кредит в размере десятикратного баланса их взносов. Государство предоставляет также определенные финансовые и налоговые льготы малому бизнесу в целях преодоления трудностей, связанных с ростом цен на энергоресурсы.

В последующие годы наряду с продолжением политики модернизации МСП усиливается внимание правительства к повышению квалификационного уровня их работников, внедрению компьютерной техники. Это нашло отражение в Законе о временных мерах по техническому совершенствованию МСП (1985 г.) и ряде других правительственных постановлений.

Начиная с 1986 г., когда иена стала резко дорожать, возникла необходимость поощрения фирм, работающих на внутреннее потребление. Производственная переориентация ряда МСП, в том числе в определенных районах, была закреплена законами о соответствующих временных мерах.

О внимании правительства к проблемам малого бизнеса свидетельствуют и другие законы: о временных мерах по содействию развитию новых сфер предпринимательства путем объединения усилий МСП разных отраслей (1988 г.); о мерах по улучшению контроля над занятостью в небольших компаниях (1991 г.); о временных мерах по наращиванию накоплений малых компаний (1992 г.); о содействии повышению эффективности денежного оборота МСП (1992 г.).

Формы государственной поддержки

Государственное стимулирование МСП проводится на всех этапах - регистрации, становления, роста. С этой целью используется система разнообразных экономических рычагов : льготные займы и кредиты (общие и целевые), налоговые льготы, техническая и консультативная помощь, информационно-компьютерное обслуживание, подготовка кадров и т.д. Такая помощь, опираясь на законодательство, реализуется через систему государственных, смешанных и частных коммерческих и некоммерческих организаций, включая специальные центры по "выращиванию" новых компаний.

n Наиболее важный вопрос для малого бизнеса - источники финансирования . Помимо обычных коммерческих банков, готовых предоставить займы и субсидии под определенные гарантии, его осуществляют специализированные организации, которые могут быть как правительственными, так и частными.

Центральный кооперативный банк для торговли и промышленности является правительственным органом, однако более 90% его ссудного капитала обеспечивается за счет источников частного сектора (сбережений кооперативов небольших предприятий и их членов и выпуска облигаций). Функция банка состоит в том, чтобы ссужать кооперативам, их членам, а также созданным кооперативами организациям средства, необходимые для таких коллективных действий, как закупки, сбыт, складирование, осуществление мер по повышению благосостояния.

Государственная корпорация по финансированию МСП предназначена для предоставления льготных долгосрочных кредитов на расширение основного и оборотного капитала тем предприятиям, которые действуют в особо рискованных, но приоритетных отраслях, и, не обладая достаточной кредитоспособностью перед частными финансовыми учреждениями, нуждаются в дополнительном источнике займов.

Народная корпорация по финансированию с помощью государственных капиталовложений решает проблему предоставления кредитов мельчайшим предприятиям. Эти кредиты характеризуются малыми суммами, удлиненным сроком погашения и выдаются без обеспечения залогами. Частные финансовые органы обычно отказываются от таких сделок из-за их малых размеров и высокого риска.

Функционируют и специальные структуры по гарантированию займов для малого бизнеса и их страхованию - ассоциации, учрежденные органами местного самоуправления на основе префектур. Они предоставляют гарантии погашения займов, полученных от частных финансовых органов, на случай невозможности их уплаты малым бизнесом. Ассоциации поддерживаются государственной корпорацией страхования кредитов и финансирования малого бизнеса (со 100%-ным государственным уставным капиталом), которая покрывает часть их возможного ущерба.

Безвозвратная финансовая помощь предоставляется только на научно-технические программы: разработка совместно с университетами и государственными исследовательскими институтами новой техники и технологии (местные органы власти), повышение технического уровня производства (центральные и местные органы власти), совершенствование технологии производства в пищевой промышленности (правительство).

Займы на льготных условиях (на уровне учетной ставки процента и ниже) выделяются на осуществление таких проектов, как разработка новой технологии и новых видов продукции (местные органы власти), разработка новых видов производства и техники, возрождение МСП в общем контексте развития экономики отдельных регионов, содействие технической и производственной кооперации малого бизнеса (правительство).

Доля таких расходов на поддержку МСП в общем счете государственного бюджета, составлявшая в начале 80-х годов 0,5%, к 1995 г. снизилась до 0,26% (около 185,7 млрд иен). Эти относительно небольшие бюджетные ассигнования направлялись на конкретные, дающие наибольшую отдачу проекты, что обеспечивало их эффективность.

Более крупные суммы государство вкладывает в упомянутые выше финансово-кредитные учреждения, специализирующиеся на кредитовании малого бизнеса. В 1993 г. на эти цели было выделено 5,3 трлн иен, в 1994 г. (поддержка структурной перестройки малого бизнеса) - 5,8 трлн иен (12% всех выделенных на кредитование денежных средств). Большие суммы адресовались лишь на жилищное строительство.

n Финансовая поддержка осуществляется и путем налоговых льгот , позволяющих МСП резервировать часть прибыли. Ставки налогов на доходы бизнеса и кооперативов МСП составляют 27-28% по сравнению с 37,5% для крупных фирм.

Особые финансовые и налоговые льготы предоставляются предприятиям, работающим в сферах, влияющих на стабилизацию жизни и благосостояние населения. В декабре 1991 г. правительством определены 52 отрасли, где проведение модернизации объявлено наиболее желательным, причем в 43 из них требуется срочное совершенствование структуры.

n Государство оказывает содействие МСП в подготовке кадров , отвечающих современным требованиям. Отставание от ведущих компаний по обеспеченности квалифицированными работниками тормозило развитие малого бизнеса, вело к сокращению заказов на его продукцию со стороны крупных предприятий, которые все активнее переходили на более дешевые поставки необходимых им деталей из зарубежных стран.

С учетом этого при финансовой поддержке государства создаются условия для подготовки персонала МСП. В шести государственных региональных институтах малого предпринимательства при Государственной корпорации по развитию МСП готовятся менеджеры и инструкторы для организации обучения непосредственно на фирмах, осуществляется переподготовка специалистов органов местного самоуправления, отвечающих за консультационную и методическую работу на небольших фирмах. Институтами организуются заочные курсы для тех, кто не имеет возможности проходить обучение с отрывом от производства.

n Значительна роль государства в создании информационных сетей , предназначенных для обслуживания малого и среднего бизнеса. Учрежден Центр региональной информатизации МСП с отделениями во всех префектурах, который содействует внедрению информационного сетевого оборудования, разработке коммуникационных технологий, организует консультации и методическую помощь, частично финансируя такую работу. Здесь же занимаются разработкой единых норм и стандартов программного обеспечения, внедрением достижений в этой области.

В информационном центре, действующем при Государственной корпорации по развитию МСП, накапливается и обрабатывается база данных. Через префектурные информационные центры ею могут пользоваться местные торгово-промышленные палаты и различные ассоциации малых и средних фирм. Созданный при этой же корпорации Центр по автоматизации управленческой деятельности проводит консультации и руководит внедрением компьютерной техники.

n Ощутимую помощь в совершенствовании управления малым бизнесом оказывают торгово-промышленные палаты и их отделения , организованные в более 3300 городах и поселках на общественных началах . Их специалисты дают консультации бесплатно, поскольку такая деятельность финансируется из госбюджета. В 1990 г. было зарегистрировано 5,7 млн консультаций (650 консультаций на одного специалиста в год), касающихся в основном финансов, налоговых платежей и ведения бухгалтерии, а также организации труда и торговых операций. В торгово-промышленных палатах работают инструкторы-бухгалтеры, которые обучают ведению текущих счетов и составлению балансов с использованием компьютерной техники.

n В центрах комплексного руководства МСП при исполнительных органах местной власти в столице, префектурах и крупнейших городах работают специалисты по обследованию состояния небольших предприятий. Анализируя их деятельность, они разрабатывают конкретные рекомендации по улучшению хозяйствования. Эти мероприятия частично финансируются из госбюджета.

Таким образом, успешное развитие в Японии наиболее уязвимой формы бизнеса - малого предпринимательства - во многом является результатом проводимой правительством активной экономической политики, направленной не на сохранение диктата государства и его мелочной опеки, а на создание стимулирующей экономической, политической и социальной среды. Представляется, что критическое изучение опыта Японии в этой области полезно при формировании малого бизнеса в России. На наш взгляд, необходима целевая комплексная программа, предусматривающая разработку специального законодательства, разностороннюю государственную поддержку, а также поощрение инициативы и объединения усилий самих малых предприятий, деятельность которых может обеспечить нормальное функционирование рынка многих товаров и услуг.

1 К разряду мелких и средних предприятий в промышленности, на транспорте и в строительстве японская статистика относит фирмы с числом занятых до 300 человек и уставным капиталом 100 млн иен, в оптовой торговле - соответственно до 100 человек и 30 млн иен, розничной торговле и сфере услуг - до 50 человек и 10 млн иен. В категорию мельчайших официальная классификация включает промышленные предприятия с числом занятых не более 20 человек и предприятия сферы торговли и услуг с численностью персонала не более 5 человек. Таким образом, в сферу малого и среднего бизнеса попадает огромный слой предприятий, начиная от примитивных надомных хозяйств семейного типа и кончая оснащенными современной техникой фирмами.

Исходя из данных официальной статистики, больше 15-ти лет к ряду около 500 россиян ведут свой постоянный бизнес в . Из экономических руин Страну восходящего солнца действительно подняло «чудо», однако, как и во всем мире сегодня, Япония переживает кризис.

Если вы подумываете наладить бизнес-отношения с Японией, откажитесь от идеи торговли подержанными иномарками: все куски этого пирога уже давным-давно разобраны. То же самое касается и рынка новых авто. Русским авто продают не японцы, а пакистанцы, цепко удерживающие эту ячейку бизнеса уже давно.

Кстати о машинах. лучше приобретать на проверенных и сертифицированных виртуальных аукционах. Такие машины защищены от брака на 90%, а то, что вам предложат купить в магазинах нашей страны? на 70% и есть брак.

Бизнес, построенный на экспорте морепродуктов, также вряд ли примет новичков. Во-первых, он не вполне легален, что в разы увеличивает риск, и, во-вторых, опасен для жизни (но это выплывает из первого пункта).

Лесозаготовками и продажей древесины японцам занимаются отнюдь не русские, а китайцы. Так что и тут «дело? дрянь».

Как вывод: «три кита» прибыльного русско-японского бизнеса - морепродукты, лес и автомобили или:

А) опасны для жизни и здоровья;
б) уже сто лет как освоены, увы, не русскими.

Но в Японии можно развить не только эти три линии бизнеса. Есть варианты, среди русских поддержки не нашедшие, однако со стороны Японских инвесторов рассматриваемые как выгодные проекты.

Например, продажа жителям РФ «японской культуры» (предметов китча и разнообразных сувениров) и славных высокотехнологичных японских мелочей. Наибольшим спросом пользуются японские памперсы, салфетки, расчёски и прочая бытовая мелочь.

В Японии выгодно выращивать бизнес для продажи. Эту ячейку занимают в основном европейские и американские бизнесмены, поднаторевшие в ведении международных дел уж явно больше наших предпринимателей. Однако, камнем преткновения для россиян становится вовсе не заграничная конкуренция, а мизерный процент маржи - всего 7-10% от покупки бизнеса, в то время как для Европы речь идет уже о 20%.

для продажи можно вырастить по такому принципу:
? покупаем никому не известную японскую фирму;
? оптимизируем её и
? продаем «втридорога».

Русские 7% (цифровое значение этого «втридорога») образуются оттого, что у европейцев и американцев репутация лучше. Пренебрегать такими предложениями все равно не стоит: именно благодаря им можно выйти на более крупные рынки.

Юридически в Японии разделяются понятия малые и средние предприятия (МСП) и собственно малые предприятия (МП).

МСП по средней численности работников и размеру собственного капитала не должны за отчетный период превышать следующих предельных уровней:

  • - в промышленности 300 человек и 100 млн. иен;
  • - в оптовой торговле 100 человек и 30 млн. иен;
  • - в розничной торговле и бытовом обслуживании населения 50 человек и 10 млн. иен.

К числу малых предприятий законодательство Японии относит те предприятия, в которых средняя численность работников не превышает следующих уровней:

  • - в промышленности 20 человек;
  • - в торговле и обслуживании 5 человек.

В каждом секторе японской экономики малые предприятия играют ведущую роль. 99% от общего числа из примерно 6,5 млн. частных предприятий - это малые предприятия. В малом и среднем бизнесе занято почти 80% всего работоспособного населения страны, составляющего около 60 млн. человек. 51% стоимости производимой продукции, 64% оборота оптовой и 76% розничной торговли приходятся на малые предприятия. Причем, такие пропорции сохранялись не только в периоды стабильного развития экономики, но и во время спадов, что говорит о жизнеспособности малых предприятий.

В Японии государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется на основе соответствующего закона, действующего с 1963 года. Это служит доказательством того, что качественное и стабильное законодательство положительно отражается на экономической жизни страны.

Исходя из признания важной роли малых предприятий в японской экономике и необходимости их поддержки, закон устанавливает такие цели, как содействие росту и развитию малых предприятий, а также повышение экономического и социального благосостояния владельцев и персонала малых предприятий. Инструментом для достижения этих целей закон определяет улучшение производственных и коммерческих условий деятельности малых предприятий, исправление неблагоприятных экономических и социальных факторов, перед которыми сталкивается малый и средний бизнес, поддержание уровня жизнеспособности малых предприятий.

В Японии существует разветвленная система реализации политики в области поддержки малых предприятий. В этой системе роль государства заключается в планировании, разработке проектов, координации и финансировании соответствующих программ. Для этого в структуре Министерства внешней торговли и промышленности Японии (МВТП) создано Бюро по малым и средним предприятиям.

При участии Японской корпорации малого бизнеса подробно и всесторонне разработано законодательство по поддержке малого и среднего бизнеса. Законодательные нормы предусматривают не только льготы и преимущества для малого бизнеса. Созданы схемы взаимодействия между субъектами малого предпринимательства. Государственные структуры и общественные объединения предпринимателей создали корпорацию финансирования малого и среднего бизнеса с многочисленными филиалами, оказывающими финансовую поддержку малому бизнесу, как за счет бюджетных ресурсов, так и путем выдачи гарантий на получение долгосрочных и краткосрочных банковских кредитов. Для защиты своих интересов малые предприятия имеют право объединяться в консорциумы и картели без применения к ним антимонопольных санкций. Сформирована система кредитно-финансовых и страховых институтов, ориентированных на обслуживание сектора малого и среднего бизнеса.

Японское правительство, помимо этого, приняло ряд мер по развитию франчайзинга, предоставлению государственных заказов малому бизнесу, содействию его экспортной деятельности.

Действует также льготное налогообложение субъектов малого и среднего бизнеса. Для индивидуальных частных предпринимателей разработана система вычетов из облагаемого подоходного налога, личного налога по месту жительства и налога на личное предпринимательство. Кроме того, в дополнение к указанным вычетам общая сумма выручки до 840 тыс. иен в год может вычитаться из налогооблагаемого дохода на основании Закона о вычете налога для вклада в систему взаимопомощи малых предприятий. В случае использования недвижимого имущества в предпринимательских целях применяется освобождение от налога на имущество в размере до 80% от начисленного налога.

Для малых предприятий применяются пониженные ставки налога на прибыль и местных налогов, а также особый налоговый режим для безнадежных долгов.

Для стимулирования модернизации малых предприятий предусмотрены специальная амортизация для приобретаемого оборудования, льготное налогообложение на электрооборудование, налоговая льгота при увеличении расходов на эксперименты и исследования, а также некоторые другие меры.

В бюджете Японии на 2001 год на государственную поддержку малого предпринимательства выделялся 1 млрд. 600 млн. долл. США, из них по линии Министерства экономики и промышленности 1 млрд., а по линии Министерства труда и Министерства финансов 600 млн. долларов США. По сравнению с 2000 годом увеличение бюджета составило 0,2%.(Таблица 2.5)

В мировой практике известны различные модели взаимоотношений специально создаваемого в целях стимулирования кредитования малого бизнеса банка с государственным участием в капитале и предприятий малого и среднего бизнеса.

Банк с государственным участием может предоставлять кредиты не

непосредственно заемщикам (малым предприятиям), а заранее определенным кредитным институтам, которые в свою очередь будут удовлетворять кредитные потребности малого бизнеса. Такая модель существует в Германии, где эти кредитные институты называются "домашними" банками (это может быть сберегательная касса, кредитное товарищество или коммерческий банк).

"Таблица 2.5"

Основные показатели развития малого бизнеса и государственной поддержки в Японии

Министерство экономики, торговли и промышленности Японии (Ministry of Economy, Trade and Industry - METI) является разработчиком государственной стратегии развития экономики страны и, в частности, координирует всю национальную систему поддержки и развития малых предприятий. Последствия экономического спада, начавшегося после финансового кризиса в 1998 г. значительно ухудшили положения сектора малых предприятий. В этой связи Правительство Японии и METI приняло ряд мер по оздоровлению национальной экономики и развитию малых предприятий, особенно в сфере наукоемких и высокотехнологичных производств, обеспечивающих увеличение экспортного потенциала страны. Для этого в 1999 г. были введены значительные изменения в "Основной закон о малом предпринимательстве", способствовавшие адаптации сектору малых предприятий к существенным изменениям в экономике, связанным с революцией в информационных и высоких технологиях, глобализацией рынков и обострением конкуренции. В новой редакции закона, поднята роль сектора малого предпринимательства как источника динамичного развития национальной экономики. Приоритетными направлениями дальнейшего развития малого предпринимательства являются поддержка инновационных и венчурных предприятий, совершенствование системы управления предприятиями и повышение их устойчивости для повышения их конкурентоспособности на мировых рынках. Для коренной модернизации производственных малых предприятий (переоснащение современным оборудованием и широкое применение новейших технологий, улучшение условий труда и др.) в 3,3 раз увеличен размер уставного капитала. При этом в сфере услуг размер предприятий вырос до 100 работников, а уставной капитал увеличился в 5 раз.

В целях ускоренного и устойчивого развития страны в условиях возрастающей конкуренции на мировых рынках, Правительством страны в 2001г. были произведены следующие структурные изменения в METI, направленные на оздоровление экономики и увеличение экспортного потенциала:

создано "Бюро индустриальной и экономической политики" для продвижения экономических реформ;

реорганизовано " Бюро торгового и экономического взаимодействия" для разработки эффективной стратегии торговой политики и контроля её реализации в торговых переговорах всех уровней. Это бюро будет так же решать вопросы страхования и финансирования торговых операций;

создано "Бюро промышленных исследований, технологической политики и окружающей среды", которое объединено вместе с 15 исследовательскими институтами в целях. обеспечения интеграции примышленной, технологической и природоохранной политики;

для обеспечения соответствия Японской промышленности требованиям глобальной конкуренции было организовано "Бюро обрабатывающих отраслей промышленности", обеспечивающее межотраслевое взаимодействия в части технологий, охраны окружающей среды и утилизации отходов;

для улучшения национальной системы мер защиты результатов интеллектуальной деятельности, фундаментальных исследований и развития технологий реорганизована "Японская патентная служба";

для обеспечения устойчивого роста МСП и развития его экспортных возможностей создано "Агентство малого и среднего предпринимательства" (Small and Medium Enterprise Agency - SMEA).

Эти организационные решения, позволили приступить к системным изменениям в структурной, экономической и промышленной политике, которые позволили мобилизовать ресурсы на следующих приоритетных направлениях деятельности, способствующих быстрейшему оздоровлению и росту экономики:

Реформирование системы поддержки инновационной деятельности будет сфокусировано на ускорении коммерциализации результатов НИОКР для быстрого продвижения новых японских товаров и услуг на мировые рынки с целью занять лидирующее положение. Намечены приоритетные направления НИОКР (изучение окружающей среды, наука о жизненных процессах, медицина, здравоохранение и биотехнологии; нанотехнологии, новые материалы, средства и системы широкополосной коммуникации, высокие и информационные технологии). Для этого увеличено бюджетное финансирование наиболее перспективных НИОКР по правительственным и частным заказам на 35% и достигло Ґ46,3 млрд. Для оживления совместной деятельности НИИ, университетов и МСП работающих в области создания

новых промышленных технологий были дополнительно выделены Ґ72,2 млрд. бюджетных средств. С целью стимулирования создания при университетах дочерних предприятия для трансферта технологий в промышленность в 2002 г. увеличены ассигнования с Ґ36,2 до Ґ47,7 млрд. Это позволит через 3 года создать 1000 новых инновационных МСП. Ожидается, что в ближайшие 5 лет это позволит в 10 раз увеличить количество патентов выдаваемых в стране.

Вопросы использования прав интеллектуальной собственности и их охраны занимают важное место в совершенствовании и развитии инновационной деятельности, а также в обеспечении конкурентоспособности японских товаров и услуг на глобальных рынках. Это способы распространения интеллектуальной собственности, усиление защиты информации, снижение затрат на регистрацию патентов и ускорение их выдачи, предотвращение промышленного шпионажа и хищений интеллектуальной собственности, противодействие выпуску поддельной продукции и др. Предусматривается к 2010 г. провести совершенствование всей инфраструктуры обеспечения прав интеллектуальной собственности и выполнения всех международных стандартов в этой области.

Возрождение региональной экономики планируется осуществлять путём формирования 19 индустриальных кластеров объединяющих на технологической и организационной основе взаимодействие отдельных крупных производств со множеством МСП. Это поддержит создание новых МСП, ускорит обмен технологиями и стимулирует развитие региональной экономики.

Повышение устойчивости предприятий сектора МСП и развитие систем экономической безопасности предпринимательства является одним из важнейших направлений государственной экономической политики. Для этого была усилена финансовая поддержка сектора МСП и создана системы их экономической безопасности. Были предприняты меры по усилению общенациональной системы предоставления кредитных гарантий для МСП со стороны частных кредитно-финансовых институтов при одновременном смягчении критериев для МСП, изыскивающих финансовую помощь от системы экономической безопасности предпринимательства.

В значительной мере реализация стратегических планов по развитию сектора МСП и расширению его экспортных возможностей была возложена на правительственное агентство SMEA, которое осуществляет координацию и взаимодействие следующих крупнейших организаций, задействованных в национальной системе поддержки и развития МСП:

  • Ш " Организация инновационной поддержки МСП и регионов" (Organization for Small & Medium Enterprise and Regional Innovation- SMRJ);
  • Ш "Японская финансовая корпорация МСП" (Japan Finance Corporation for Small & Medium Enterprise - JASME), является отделением SMRJ;
  • Ш " Национальная корпорация финансовой поддержки" (National Life Finance Corporation -NLFC)

Значительную информационную, консультативную и техническую

поддержку экспортерам оказывает государственная "Японская организация внешней торговли" (Japan External Trade Organization - JETRO). JETRO была создана в 1958 г. в целях продвижения японского экспорта на международные рынки. В настоящее время деятельность этой организации направлена, с одной стороны, на расширение зарубежных инвестиций в национальную экономику, а с другой стороны, на помощь японским малым предприятиям в развитии их экспортного потенциала.

Наиболее мощную и разностороннюю (финансовую, консультационную, информационную и техническую) поддержку МСП оказывают многочисленные частные организации, университеты, исследовательские институты и общественные организации. Только финансовая поддержка МСП, частными кредитно-финансовыми организациями почти в 9 раз превышает государственную поддержку. Консолидированные усилия предпринятые Японским правительством, местными органами управления и частным капиталом, в содружестве с различными профессиональными и общественными организациями позволили уже в 2003 г. преодолеть спад в экономике, повысить устойчивость предприятий сектора МСП и начать эффективную борьбу по созданию новых товаров и услуг, обеспечивающих лидерство на отдельных сегментах мирового рынка. Уже в 2004 г. экспорт японских товаров и услуг, по сравнению с 2003 г., возрос на 20,3% достигнув уровня $565,15 млрд.

Тем, кто только начинает бизнес. Мой собственный опыт.

1. Качество работы ваших людей не зависит от того количества денег, которое они зарабатывают. Я это знаю точно. Но, платить Вы должны столько, сколько может позволить себе компания. Жадничать – последнее дело.

2. Если работник говорит, что он уйдет, и вы сразу повышаете ему заработную плату, в надежде оставить - значит вы ему не доплачивали.

3. Если работник хочет уйти (по любой причине!) никогда его не останавливайте. Он все равно уйдет. Максимум того, что Вы могли ему дать – вы уже дали.

4. У нас в компании нет постоянных планерок. Когда все знают, что надо делать - в сборищах нет необходимости. Совещания собираются только по конкретным поводам и только в ситуации, когда надо коллективное участие. Иногда, месяцами, у нас нет общих собраний.

5. Все, что вы должны делать как владелец бизнеса – не мешать людям работать, создавать правила игры, следить за тем, чтобы законы, которые вы установили соблюдались неукоснительно и определять стратегию развития. Все.

6. Выбирайте всегда самых лучших людей, которые вам доступны. И не бойтесь, что они будут умнее вас – это нормально. В конце концов, они работают на Вас, а не наоборот.

7. Два человека в компании всегда должны выглядеть идеально – это исполнительный директор и ассистент президента. Все остальные пусть ходят на работу как хотят.

8. Есть три книги, которые стоит прочитать по бизнесу: а) «Бизнес в стиле фанк», авторы Кьелл Нордстрем и Йонас Риддерстале, б) «Жесткий менеджмент», автор Ден Кеннеди, с) «Продавая незримое», Гарри Беквита. Эти книги работают. Все остальное – для общего развития. Кто хочет поумничать - у меня изученных 200 книг по бизнесу только в Японии и я знаю, о чем говорю. Мне жаль потраченного времени.

9. Если бить в одну точку и не сходить с пути – вы добьетесь успеха в любом случае. Еще раз – в ЛЮБОМ случае. Нельзя ошибиться в самом главном, в направлении, но на то вы и босс, не так ли?..

10. Отвечайте всегда за свои слова. Или держите рот закрытым, если не уверенны.

11. В разговорах с партнерами и клиентами всегда оставляйте за собой право на люфт. Вы не можете отвечать за все события в этом мире, которые влияют на конечный результат, но вы можете дать понять, что вы сделаете все возможное, от вас зависящее. Это японская фишка. И она – тоже работает. Если вы делаете все возможное на самом деле.

12. Доверять партнерам можно и нужно, но никогда не верьте клиентам. Ни при каких условиях. Ни за что. Ваш клиент может быть совершенно искренним человеком, но завтра его переедет трамвай, и вы будете с долгами на руках. Я видел десятки компаний (в Японии, России и по всему миру!) которые умирали только потому, что верили клиентам. Есть возможность – страхуйте риски. Нет возможности – есть аккредитивы, предоплата, банковские гарантии и отпуск товара по факту.

13. У вас должен быть профессиональный сторонний аудит. Всегда. И это – не обсуждается.

14. Не тратьте время на подонков и не мельчите. Не доказывайте никому, что вы самый умный. Самим фактом существования, вы, уже мешаете кому-то. Мне понадобилось прожить много лет чтобы это понять. «Даже если вы ангел, то кому-то не нравится шорох ваших крыльев» (с) – повесьте себе на стену.

15. Следите за своим здоровьем. Иначе вы подарите все другим людям. И не факт, что вашим близким.

16. Доверяйте себе. Если Вам кажется, что что-то – не так, значит что-то, точно – не так!

17. Репутация, ваша и компании, это не то от чего «приятно на душе», а то, что приносит заказы.

18. Не спите со своими работниками. Даже если она «самая волшебная на всем белом свете». Кончается всегда не так, как вы думаете. Всегда! В этом мире 4 000 000 000 женщин. Достаточный выбор, на мой взгляд, для того чтобы не трогать тех, кто на вас работает. Ничего общего с ханжеством, просто, вопрос эффективности бизнеса.

19. Не держите на работе семейные пары. «Дюлей» получает один, а хмурятся двое. В нашей компании - это закон с момента основания. Люди находили пары на работе (и не раз, и не два!) но все знали правила игры, и кто-то уходил. И потом говорили – спасибо.

20. На серьезных направлениях всегда работают минимум двое. Минимум!

22. Бизнес- это работа на капитализацию, а не на ежемесячный доход. Понимайте это хорошо. Если вы не можете продать компанию, потому что она никому не нужна, то вы такой же наемный работник, только у вас мера ответственности больше в разы.

23. Не стройте на работе «братство» и «семью». Я много лет пытался это делать. Это никому не надо ни в России, ни в Японии, ни в мире. Эта модель не работает. Ваши люди приходят зарабатывать деньги, а вы делаете свое дело. Вот и все.

24. Были года, когда мои работники зарабатывали больше меня. Это непросто. Но, если вы идете с нуля, к сожалению, это неизбежность.

25. С определенного этапа вы вынуждены брать чужие деньги потому, что своих уже не хватает. Это неизбежное зло. Иначе нет развития. Будьте осторожны в выборе тех, кто вам предлагает свои финансы. Деньги обладают очень злой энергетикой. Будьте предельно щепетильны, иначе один «неправильный» доллар сегодня, завтра - заберет все.

26. Когда не верят в ваши идеи- это нормально. Важно, чтобы вы сами верили в нее. Потому, что вера принесет стратегию, а стратегия принесет достижение цели.

27. Самое важное в бизнесе это интуиция. Маркетологи, социологи, консультанты и прочие специалисты по ведению бизнеса имеют смысл только тогда, когда вы уже чего-то добились. Честно говоря, я вообще не верю в перечисленных умников. Правильный человек может подсказать вам правильный вектор, но, если вы не пропустите идею через себя, не почувствуете ее, не поймете – у вас ничего не получится.

28. Какой бы рынок не был плотный, всегда есть место и время для еще одного бизнеса.

29. Нет денег – идите в сферу услуг. Есть деньги – идите в производство.

30. Даже, если ничего не получилось, всегда можно начать с чистого листа. Потому, что вы ведь выполняли неукоснительно пункт 15, не так, ли?

31. Для того, чтобы перелететь из Москвы в Токио не надо быть пилотом, конструктором самолетов, технологом самолетов или самолетостроителем. Достаточно быть пассажиром. Ваше дело соединять звенья, а не ковать их заново. Все, что можно – на аутсорсинг. У нас нет складов, заводов, пароходов, стивидоров и торговых сетей, мы просто всех связали в одну цепочку.

32. Счастлив тот, кто сегодня может поставлять товары на внутренний китайский рынок. Мы это можем. Ищите клиентов по всему миру, а не в соседнем дворе. Одна компания в Китае, ворочает объемами больше чем 20 европейских славных традиционных фирм с вековыми историями. Идите на центральную ярмарочную площадь, а не шарьте по закоулкам.

33. Чтобы удержать позиции надо бежать очень быстро. Чтобы развиваться – бежать изо всех сил. Это не красивая аналогия. Это чертова реальность…

Кому есть, что добавить – добавляйте! Пусть это кому-то поможет.

В Японии развитие малого бизне­са имеет свою специфику. Здесь малые и средние фирмы являются важным элементом экономики наряду с крупными могущественными корпорациями. Функционируют около 7 млн малых и средних предпри­ятий, на которых занято свыше 40 млн человек (примерно 80% общего числа занятых). На малые и средние предприятия приходится около 60% объема производства промышленной продукции. Эти предприятия занимают господствующее положение в таких отраслях, как швейная, обувная, галантерейная промышленность, производство комплектую­щих изделий и конструкций, строительство, сфера услуг (включая об­служивание техники) и др. Для малого бизнеса Японии характерна ши­роко развитая субподрядная система, где малые и мельчайшие предпри­ятия получают и выполняют заказы от крупных фирм - машинострои­тельных, авиастроительных, автомобилестроительных и т.п.

Существуют четыре центра регулирования и стимулирования малых и средних предприятий:

Центральное правительство;

Местные органы власти;

Крупный бизнес;

Самостоятельные объединения малого бизнеса.

По линии центрального правительства делами малого бизнеса зани­мается Управление малых предприятий в составе Министерства внеш­ней торговли и промышленности. Как центральные, так и местные ор­ганы власти стимулируют становление и развитие малого бизнеса при помощи займов, кредитных гарантий, налоговых льгот, обучения кадров и облегчения доступа к информации. Кроме того, предприятиям малого бизнеса предоставляется безвозвратная финансовая помощь только на осуществление научно-технических программ, таких, как:

Повышение технического уровня производства;

Совершенствование технологии производства в пищевой про­мышленности;

Разработка совместно с университетами и государственными научно-исследовательскими институтами новой наукоемкой техники и технологии.

Последняя программа финансируется местными органами вла­сти, предыдущая - центральным правительством, а первая - и те­ми и другими.

Значительно шире, под льготный процент, предоставляются займы на осуществление следующих проектов:

Разработку новых видов продукции и новой технологии (фи­нансирование по линии местных органов власти);

Разработку новых видов производства и техники (по линии центрального правительства);

Возрождение мелких предприятий для развития экономики отдельных регионов (по линии центрального правительства);

Содействие производственной и технической кооперации ме­жду предприятиями малого бизнеса (также по линии цен­трального правительства).

Большую роль в оказании финансовой помощи малым и сред­ним предприятиям играет Финансовая корпорация малого бизнеса Японии. Она предоставляет на льготных условиях таким предпри­ятиям долгосрочные займы (срок более года) на увеличение основ­ного и оборотного капиталов.

На кредитовании мелких и мельчайших компаний специализи­руется Национальная финансовая корпорация Японии. Обладая ог­ромной сетью торгово-промышленных палат (свыше 500 по стране), она ежегодно выдает займы на сумму почти 500 млрд иен.

В Японии есть еще одно специализированное учреждение - Банк Соко-Чукин, финансирующий деятельность кооперативов, малых и средних предприятий, а также отдельных их чипов.

Наконец, для финансирования специальных приоритетных про­грамм в области структурной перестройки малых и средних пред­приятий, охраны окружающей среды, развития энергосберегающих производств упомянутые выше Финансовая корпорация малого бизнеса и Национальная финансовая корпорация выдают кредиты на еще более льготных условиях.

Государство обеспечивает гарантирование и страхование кредитов, предоставляемых малым и средним предприятиям, через так называе­мую Систему дополнительного общественного кредитования. С по­мощью этой Системы обеспечивается перелив капитала от коммерче­ских финансовых институтов к компаниям малого и среднего бизнеса.

Важным звеном финансовой поддержки малых и средних пред­приятий служат займы и кредиты, предоставляемые для конкретной помощи предприятиям, попавшим в затруднительное финансовое положение вследствие объективных факторов.

Таким образом, в Японии создана и функционирует всесторон­няя государственная поддержка малого предпринимательства на разных уровнях.

Малый бизнес в Европе. В европейских странах интересы малого бизнеса представляют, как правило, специальные отделы или де­партаменты в рамках Министерства экономики или Министерства

торговли и промышленности. Так, в Великобритании при Мини­стерстве торговли и промышленности создана «Служба мелких фирм». Она оказывает помощь мелким предпринимателям в орга­низации собственного дела, получении кредитов, заключении дого­воров и контрактов, обучении кадров и консультировании малых предприятий. Эта Служба имеет местные отделения по всей стране. По данным Г. Данишевской, только в 1988-1989 гг. ею было ока­зано около 30 тыс. консультаций. За этот же период Служба под­держивала контакты с 266 тыс. мелких английских фирм.

Большое внимание в Великобритании уделяется подготовке кадров малого и среднего бизнеса. Наиболее престижными в данной области считаются следующие университетские школы бизнеса: в Лондоне, в Манчестере, Глазго, Дюраме и Ворвике. В них в течение 16 недель слу­шатели изучают обшие проблемы экономики и основы создания собст­венного дела. Ежегодно эти школы оканчивают свыше 200 человек.

Правительство ФРГ стало оказывать широкую поддержку малым и средним предприятиям сразу после окончания Второй мировой войны. Уже в 1948 г. в Германии был создан Банк кредитных гаран­тий для управления денежными средствами, поступающими на вос­становление Европы по так называемому Плану Маршалла. Одно­временно были созданы и региональные кредитные корпорации. За период своего существования эта система предоставила мелким и средним предпринимателям более 100 тыс. гарантий на общую сумму около 10 млрд марок. Благодаря таким мощным гарантиям было реа­лизовано коммерческих кредитов, лизинговых контрактов и венчур­ного финансирования на общую сумму 14 млрд марок.

После объединения восточных и западных земель Германии для возрождения малого бизнеса на территории бывшей ГДР прави­тельство ФРГ наметило и осуществляет Федеральную программу субсидирования мелких и средних фирм с целью повышения 18 них доли собственных средств.

Интересно отметить, что в ФРГ с 1976 г. существует особое поло­жение, регулирующее участие мелких и средних фирм в выполнении государственных заказов. Если мелкие фирмы считают себя обойден­ными в дележе ТРЧИХ заказов, то они мот" обратиться с жалобой в со­ответствующие инстанции на федеральном и местном уровнях.

Важная часть программы содействия мелким и средним пред­принимателям - обучение кадров, которое осуществляется через систему торгово-промышленных палат, регулярно устраивающих семинары для начинающих предпринимателей.